Лень — двигатель прогресса. Человек всю свою жизнь старается сделать свою жизнь проще, автоматизируя большинство процессов. Главные умы человечества ежедневно находятся в поиске новых способов увеличения качества жизни. Смартфоны, которые узнают своих хозяев, телевизоры, компьютеры, высокоскоростной интернет — уже невозможно представить свою жизнь без этих, казалось бы, простых вещей. Современная медицина в силах победить множество заболеваний, и даже побороть инвалидность — жертвы катастроф уже давно могут пользоваться простейшими бионическими протезами конечностей. Ничего не напоминает?
Но вернёмся лет эдак на 40-50 назад, во времена, когда о подобной жизни люди могли только мечтать. Фантасты придумывали целые миры — с умными компьютерами, машинами, которые сами едут к месту назначения, и людьми, которые всем этим пользуются. Научная фантастика всегда была популярным жанром литературы, ведь она давала множество поводов для раздумий о том, что же ждёт человечество дальше. И вот, в 1983 году американский писатель-фантаст Брюс Бетке открыл жанр, оставшийся популярным и по сей день, написав свой рассказ под названием “Киберпанк”.
А что мы вообще знаем о киберпанке? Конечно же, речь пойдёт о если не самом, то об одном из самых эпохальных событий игровой индустрии 2020 года — “Cyberpunk 2077” от польской студии CD Project Red, уже успевшей прославиться серией видеоигр по вселенной Анджея Сапковского.
Игру ждали целых 8 лет, ведь анонс состоялся ещё на E3 в 2012, ещё до выхода нашумевшей тогда “The Witcher 3”, но вот только после анонса все и затихло. Аудитория, отвлеченная приключениями Геральта из Ривии по началу не обращала на это внимания, но вот, к 2018 году интерес к игровой вселенной ведьмака начал понемногу угасать. Поляки не растерялись, и на конференции E3 выкатили полный экешна кинематографический трейлер, чем взволновали игроков. Обещания сыпались словно снежный ком — “рэды” говорили об огромном открытом мире, куче диалогов, но больше всего — о сеттинге игры. Киберпанк 2077 должен был стать сюжетным и идейным продолжением настольной игры “Cyberpunk 2020”, которая увидела свет в далёком 1990 году, и разработанная Майком Пондсмитом — американским дизайнером настольных игр.
И вот, после множества скандалов и переносов, польское детище игровой индустрии увидело свет, и.. не удивило.
Игра получила не самые высокие оценки от пользователей (6.9 по Metacritic на момент написания), отзывы об игре так же оказались смешанными — Киберпанк попросту не оправдал ожиданий аудитории.
Что же получилось в итоге? Cyberpunk 2077 — RPG-шутер от первого лица, в открытом мире, с не самым замысловатым сюжетом. Геймплей хоть и исполнен на высоком уровне, но на практике — прост и скуден. Но сегодня не о нём.
По мере погружения в мир игры, вас не будет покидать ощущение некой вторичности, чувства, будто вы уже это видели. И вы будете абсолютно правы. Общий дизайн, концепция, даже поведение людей, все это уже было, и не надо даже лезть в зарубежную литературу 80-х готов, чтобы это найти. Всё это нам уже показали в серии игр “Deus Ex” от Square Enix, в фильме “Бегущий по лезвию 2049” 2017-го года. Весь этот пестрый ворох рекламных вывесок, высотные дома, толпы разношерстного народа, который спешит по своим делам.
И снова этот вопрос: ничего не напоминает?
Одна из основных проблем Cyberpunk — это устаревание жанра. Например: почему произведения в жанре фэнтези популярны по сей день? Правильно — никогда в жизни вы не встретите на улице условного ведьмака, тролля, энта, или другого представителя этого жанра. Именно поэтому он остается актуальным, ведь может показать то, что в реальной жизни человеку недоступно. С Киберпанком все намного сложнее, ведь пока вы в него играете, вы не улавливаете этой фантастики, исключая конечно моменты, в которых игра показывает вам что-то из ряда вон, как, к примеру, протезы с встроенными в них лезвиями, летающие автомобили и тому подобное. Ведь вы, играя в cyberpunk, сидите за компьютером — сложным вычислительным устройством. Где-то рядом с вами ваш верный телефон, который способен узнать ваше лицо, голос, и оснащенный искусственным интеллектом, с помощью которого вы можете одним лишь голосом найти нужную вам информацию. За вашим окном — большой город, полный спешащего куда-то народу, рекламных объявлений, со своим порядком и инфраструктурой, а по телевизору в соседней комнате диктор программы новостей рассказывает про очередной кризис, скачок валюты, и другие проблемы, присущие вашей эпохе.
Именно поэтому такой долгожданный проект игровой индустрии не вызывает в игроке тех эмоций, которые в своё время мог вызвать тот же “Ведьмак”. Киберпанк открывает взгляд не на чужой, фантастический мир, а на наш, с его проблемами, пороками и недостатками.
Но самое интересное не в этом. Актуальность киберпанка — проблема только для его восприятия аудиторией. Да, он кажется вторичным, да, жанр уже давно превратился в реальность. Но вот цель его далеко не в том, чтобы восхитить своей фантастичностью. Цель киберпанка — открыть глаза на проблемы, ждущие человека буквально за поворотом, и не дать ему допустить их.
Cyberpunk 2077 — бесспорно самодостаточный и заслуживающий своего статуса проект, который гордо держится в рамках своего жанра.